Проект “Светлое Кино”

24 января 2013 г. В зрелищном центре «Аэлита» состоялся показ фильма «Тайная жизнь пчел». К просмотру фильма присоединились активисты северского православного молодежного клуба "Ковчег Милосердия" и приняли участие в обсуждении духовно-нравственных  вопросов, которые затрагиваются в картине. Таких как:  Что такое обида? Что такое прощение? Означает ли прощение обязательное восстановление отношений? Должно ли прощение всегда быть взаимным? Чем терпение отличается от «терпеливости»? Нужно ли терпеть обиды, насилие?

 

Основные мысли по данным вопросам сформулировал  организатор проекта – Дионисий Мелентьев:  

Мы обижаемся не на человека, а на его поступок, но обиду переносим на личность – и это мешает нам его простить. А прощаем мы как раз личность, а не злой поступок. Поступок надолго остается в нашей душе и закрыть глаза на него – это значит попустить новому поступку совершиться вновь. Тогда наша обида, не имеющая примеси осуждения – естественный сигнал для другого человека: так поступать больше нельзя.

И такую праведную обиду, праведный гнев Господь похваляет. Но если человек придет и скажет: прости, я раскаиваюсь в своем поступке, тогда наше чистое от осуждения сердце будет готово сразу же принять и обнять такого человека. Если же в сердце будет затаенная обида на личность, а не на поступок, разрушающая нас изнутри, то мы это раскаяние и не увидим. Не прочувствуем и не сопереживем его, истолкуем по-своему. Да к такому сердцу никто и не подойдет с раскаянием. Господь не осудил грешницу, взятую в прелюбодеянии, хотя Он один во всем мире и имел моральное право совершить над ней праведный суд. «Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Иоанна 8:11). Вот это настоящее прощение: доверие, надежда, дар любви человеку. Рискованный, конечно, дар, потому что никто не может гарантировать, что эта женщина никогда не согрешала вновь. Но Его прощение, наверняка, запало в ее сердце навсегда. Она им жила. Она, наверно, им и спаслась.

Светлое Кино

 

Мифы № 1: простить значит забыть

Некоторые люди (это один из мифов) считают, что простить – это значит признать, что «ничего не было» — «замнем для ясности». Ничего страшного не случилось, ничего человек не сделал. А если действительно сделал? Мы как бы его и оправдываем, и обеляем, и черное называем белым. Но это к прощению не имеет никакого отношения. Потому что простить – это не значит «отпустить грехи», это не значит обесценить поступок. Прощение не несет в себе обесценивание того вреда, того зла, которое человек нам причинил. И прощаем мы человека, личность. Вспомните, что есть высказывание: «любить грешника, но ненавидеть грех». Здесь это высказывание как раз очень уместно. 

Мы не должны в угоду человеку или для сохранения отношений отказываться от обличения каких-то пороков или грехов, проступков и злонамеренных действий. Поэтому здесь очень важно отделять прощение от обличения. Причем, в обличении необходимо назвать вещи своими именами. Если это не только мое субъективное ощущение, а действительно объективная ситуация, очевидная ситуация, что человек предал или обманул, или сильно подвел.

 

Миф № 2: «не прощу, пока не извинишься» 

Еще один миф: простить можно только, если человек сам просит прощения. Ничего подобного. Мы прощаем не для человека, мы прощаем для себя. Что такое обида? Это я ношу зло на другого человека в себе. И это зло как напряжение буквально физически где-то внутри меня живет. Вопрос, «где — в сердце или в голове?» – вопрос риторический, но главное, что это зло я в себе ношу. Прощение не зависит от того, признает ли другой человек, что то, что он сделал – зло, и что это зло сделал он, хочет ли он, чтобы я его простила, а зависит от того, хочу ли я дальше носить зло на другого человека. Причем, не его зло, а мое зло — то, что я на него злюсь, то, что я его осуждаю, то, что я его не принимаю. А для сердца, для души зло на другого человека — это очень тяжелый груз. Когда человек не прощает, в этом есть элемент саморазрушения. Люди хранят свои обиды десятилетиями, думая, что они этим самым наказывают того, кто им причинил вред, но в первую очередь они наказывают себя.

 

Миф № 3: прощают слабаки 

Какие еще есть мифы? Что прощение — это слабость. Если простишь – будешь как тряпка. Но на самом деле прощение требует очень большого мужества и внутренней силы. Ведь мы должны сделать внутреннее усилие для того, чтобы отделить ту боль, которую мы испытали от отношения к человеку. То есть, боль – она может остаться, поэтому не всегда бывает возможно, простив человека, забыть то, что он сделал. Болезненный след может оставаться всю жизнь, но это не значит, что человек не простил. Мы не вспоминаем тот гвоздь, на который мы напоролись в детстве, но шрам у нас остается на всю жизнь. Мы не злимся, не осуждаем, мы уже давно простили, но след от этой травмы может остаться и иногда напоминать о себе. Нужно иметь в виду, что не всегда прощение означает прекращение боли. И если человек еще вспоминая о случившемся, испытывает какую-то боль, это не значит, что он не простил. Прощение как решение – «решил и простил»  — невозможно. Без чувств, без какой-то внутренней эмоциональной работы никакого прощения не будет.

 

Миф № 4: само пройдет

 Точно так же и обратное – «когда внутри чувства уйдут, оно как-то само простится, без моей воли» — тоже неправда. Само не прощается.  Прощение – это сочетание и воли, и чувств. Я принимаю решение, и дальше я эмоционально это решение тоже каким-то образом осуществляю. Исходя из этого прощение – это не акт, что вот так «раз и все», «отрубил», а процесс. И для некоторых ситуаций это процесс длительный, который зависит от степени травм, разрушений, которые со мной случились. Мне очень нравится выражение, что прощение – это односторонняя ответственность и односторонняя открытость. Прощение не ожидает взаимности (в идеале). И прощение не означает автоматически примирения: если я человека простила, то я с ним и дальше буду прекрасно общаться. Человек может совершить по отношению ко мне такой поступок, который делает дальнейшее общение с ним невозможным. То есть, если я простила, это не значит, что я дальше с ним буду дружить как прежде, что в наших отношениях ничего не изменится. Иногда меняется и меняется кардинально.


 

Tags: , , ,



You must be logged in to post a comment.