Митрополит Томский и Асиновский Ростислав совершил чтение покаянного канона

2 марта в нашем храме Митрополит Томский и Асиновский Ростислав совершил чтение покаянного канона Андрея Критского.
В соответствии с богослужебным Уставом покаянный канон прп. Андрея Критского, который исполнялся по частям с понедельника по четверг первой седмицы Великого поста, прочитывается целиком на утрени четверга 5-й седмицы Святой Четыредесятницы за богослужением, которое называется Стоянием преподобной Марии Египетской. В этом году пение Великого канона переносится на вечер 4 апреля, на утреню вторника 5-й седмицы, поскольку Четверток Великого канона выпадает на 7 апреля, на двунадесятый Богородичный праздник – Благовещение Пресвятой Богородицы.


«Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний», — слышим мы первые слова канона. Далее в нем чередуются воззвания к собственной душе, обращения к Богу, главной темой которых остается раскаяние и надежда на прощение.

Нить мыслей святого Андрея о покаянии развивается на основе многочисленных библейских примеров. Персонажи священной истории то представляют нам высокие образцы святой жизни, то побуждают нас к внимательности примерами своего глубокого падения. Весь Ветхий Завет предстает перед нами в каноне как школа покаяния. Но здесь есть не только примеры из Священного Писания, но и увещания, рассуждения, молитвы.

Святой Андрей Критский не только изображает процесс обращения грешника к Триединому Богу, но и возбуждает у слушателей покаянные чувства: «Приближается, душа, конец, приближается. И не радеешь и не готовишься. Время сокращается. Встань! Судия близ дверей». Из канона можно заключить, что к покаянию нас движут тяжесть греха, жажда Богообщения, милосердие Божие, страх вечной гибели и память о смерти, Божием суде и посмертном воздаянии.

Во всех песнях канона, начиная с самой первой, где повествуется о создании человека и его грехопадении, есть тропари, построенные на новозаветных откровениях. Обращений ко Христу и мотивов Нового Завета становится все больше, укрепляется надежда на милость Бога. Кончается Великий канон мирными строками человеческого сердца, принесшего покаяние. Здесь опять исповедание милосердия Божия и духовной нищеты человека, который ее приносит Богу как приятную жертву.

21

13

22

25

26

34

53

63