Новогодний Молебен и Литургия в нашем храме

31 декабря в конце вечерней службы был проведен Новогодний молебен, по окончании которого настоятель храма-иерей Дионисий поздравил всех с Новым Годом. 

 

 

Для всех желающих встретить Новый Год молитвенно и причаститься Святых Христовых Тайн, проводилась литургия. Её последование кратко приводится ниже и многие моменты упущены.

 

Чтец читает 3 и 6 час перед Литургией

В то время, когда в алтаре священник совершает проскомидию, перед самой Божественной литургией, чтец на клиросе, то есть, на возвышенной площадке перед алтарем читает часы. Часами называется небольшое молитвенное последование, состоящее из псалмов, тропарей и некоторых молитв. Еще в Иерусалимском Храме, в ветхозаветные времена, четыре раза в день через равные промежутки времени Богу воссылалась молитва. Таким образом, Богу посвящалось как бы само течение времени жизни человеческой. В Новом Завете эта практика не исчезает, но переосмысляется и дополняется. Для нас регулярное ежедневное воспоминание о Боге связывается с воспоминанием самого великого, и прекрасного о чем можно помыслить: с Пришествием в мир Господа и Спасителя Иисуса Христа, Его искупительной Смертью, Воскресением и дарованием верующим во Христа благодати Святого Духа.

 

Иерей Александр совершает проскомидию, также ему помогает пономарь.

Литургия – это молитва о людях, а не просто торжественное богослужение, преследующее свои богословские цели и не имеющее к конкретным людским нуждам и проблемам отношения.
Об этом приходится говорить, так как многие верующие не ходят на Литургию, а подходят к ее окончанию, на молебен или панихиду. Вот это, в сознании людей, – настоящая, практическая молитва, а о чем мы молимся на Литургии, не совсем и понятно.

А молимся мы о людях! Благодарим Бога за милости, излитые на нас, и просим и впредь миловать нас, прощать, покрывать наши недостатки Его любовью.

Несколько раз мы отдельно, настойчиво поминаем живых и усопших. В первый раз это происходит во время проскомидии, когда мы вынимаем за живых и усопших из просфор частицы.

Какие мистические процессы происходят в судьбе живых, когда за них молятся на Литургии? Никакого систематического учения об этом не существует, это тайна. Однако несомненно, что молитва за живых на Литургии оказывает то или иное влияние на их жизнь.
Многие люди свидетельствовали о чудесах, которые происходили в их судьбе, когда за них молились на Литургии.

 


Диакон уходит из алтаря на амвон – площадку перед алтарем, с которой он будет призывать прихожан к молитве. Священник остается в алтаре. Он берет Евангелие с престола, ставит его и кладет на Евангелие голову. Священник мысленно молится о укреплении его перед великим Таинством.

 

Священник: Благословенно Царство Отца и Сына, и Святаго Духа… 

 Произнеся эти слова, священник начертывает Евангелием, к которому он только что приклонял голову, крест над антиминсом. Поются 1,2,3 антифоны с перерывом на ектении диакона и совершается малый вход с Евангелием, знаменующий выход Господа нашего Иисуса Христа на проповедь.

 

Чтец готовится к выходу. Священники молятся у престола, хор поет Трисвятую песнь: 

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков Аминь.
Святый Безсмертный, помилуй нас.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

 

Чтец возглашает прокимен, а диакон начинает каждение алтаря. Чтение Апостола.

Чтению Апостола и Евангелия предшествуют краткие торжественные возгласы – прокимны (прокимен по-гречески значит «то, что поставлено перед чем-то, предшествует чему-либо»).

Прокимны остались с тех древних времен, когда первым на Литургии читался отрывок из Ветхого Завета. Древний прокимен представлял собой псалом, который пели между двумя первыми чтениями (ветхозаветным и апостольским).
Исполняли этот прокимен так: Чтец возглашал первый стих псалма, хор повторял за ним. Затем чтец читал весь псалом до конца, и после каждого стиха хор припевал первый стих.
 Так было на протяжении многих веков, и только впоследствии псалом сократили до двух строчек, как сегодня. Сразу после чтения Апостола, диакон выходит из алтаря с напрестольным Евангелием и начинается чтение.

 

Читается Сугубая ектения и ектения Оглашенных.

Во время произнесения возгласа священник начертывает губкой (небольшая губка для сбора крошек) крест над антиминсом.

– А что такое антиминс?
– Антиминс – это плат (сегодня чаще всего шелковый), на котором начертано изображение почившего Спасителя. В антиминс вшита частица мощей святых, и на нем написано благословение епископа на совершение Божественной литургии.
Сам антиминс, ввиду чрезвычайно бережного отношения к нему (в Русской Православной Церкви миряне к антиминсу не прикасаются), завернут в красный плат, который называется илитон.

 

Священник: Иже Херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение.

Диакон: Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

(Мы, таинственно изображающие Херувимов, воспевая творящей жизнь Троице Трисвятую песнь, оставим ныне все житейские заботы.
И поднимем Царя мира, невидимо сопровождаемого ангельскими воинствами. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. – Рус. )

 

Пономари, дьякон и священники готовятся к Великому Входу, знаменующему собой шествие Иисуса Христа на вольные страдания и смерть за грешный род человеческий.

Процессия священнослужителей выходит из боковых дверей алтаря и идет по солее. Диакон несет дискос с Агнцем у головы, священник держит Потир у груди. Священные сосуды покрыты богато расшитыми покровами. В Греции есть замечательная традиция, сохранившаяся с тех самых пор, когда Дары заносили через двери храма и проносили через весь храм. Если в России ход священнослужителей с Дарами идет только по солее (площадке перед алтарем), греки проходят с Дарами через весь храм и верующие расступаются перед ними. Это лучше выражает идею, что Евхаристия совершается от лица всех верующих и для всех. Просительная ектения.

 

В то время, когда молящиеся в храме поют Символ веры, в алтаре происходит один интересный древний обряд.
 Когда диакон возгласил Возлюбим друг друга… как уже было сказано, священнослужители целуются друг с другом. Затем они отходят к престолу и снимают с Чаши и дискоса покров, называемый воздухом. Они веют воздухом над хлебом и вином и тихо читают Символ веры, призывая прийти стремительную и неудержимую, подобно ветру, благодать Святого Духа.

 

В это время пономари Хритсосуются, т.е. обмениваются троекратным поцелуем в плечо, произнося "Христос посреди нас", "И есть, и будет".

Прежде все предстоящие в церкви лобызали также друг друга, мужи -мужей, жены – жен, произнося: Христос посреди нас, и тут же ответствуя: и есть, и будет; а потому и теперь всякий предстоящий, собирая мысленно пред собою всех христиан, не только присутствующих во храме, но и отсутствующих, не только близких к сердцу, но и далеких от сердца, спеша примириться с теми, против которых питал какую-нибудь нелюбовь, ненависть, неудовольствие, – всем им спешит дать мысленно лобзанье, говоря внутренне: Христос посреди нас – и ответствуя за них: И есть, и будет, – ибо без этого он будет мертв для всех следующих священнодействий, по слову Самого Христа: Остави дар свой и шед прежде примирись с своим братом и тогда принеси жертву Богу, и в другом месте: Аще кто речет: люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо нелюбяи брата своего, егоже виде, како может любить Бога, Егоже не виде? (Н.В.Гоголь "Размышления о Божественной Литургии", 1847 г.). 

 

Диакон, выйдя на амвон:
Станем добре, станем со страхом, вонмем. Святое Возношение в мире приносити.
 (Станем хорошо, станем благоговейно и будем внимать. Святое возношение будем приносить с миром в душе. – Рус.). Начинается евхаристический канон.

Священники раскрывают Служебники – книги с напечатанными там тайными священническими молитвами, которые сейчас будут читаться.
 Песнопения, возгласы, произносимые вслух, – лишь верхушка айсберга Православной Литургии. Большое количество молитв читается тайно, то есть сокрыто от слуха людей. Самое большое количество этих молитв читается в этой части Литургии, во время освящения Святых Даров.

 

Священник принимает кадило от диакона. Воздавая честь Дарам, он кадит Тело и Кровь Христовы и, заканчивая тайную молитву, громко возглашает:

Изрядно (то есть Особенно) о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии…

Хор: Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова Рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Призвав народ молиться Богоматери (что хор и делает, воспевая Ей песнь Достойно есть…), священник (или епископ) тихо продолжает:

…О святом Иоанне Пророке, Предтече и Крестителе, о святых славных и достохвальных апостолах, о святых (перечисляет имена), память которых мы сегодня празднуем, о всех святых Твоих – по молитвам их, посети нас, Боже.(Рус.)

Эта тайная священническая молитва из Литургии св. Иоанна Златоуста представляет собою уникальное явление! В ней отражены взгляды первохристианского времени. В первой части этой молитвы мы не просим святых молиться за нас или вместе с нами, как обычно бывает, но молимся сами за них! Приносим Тебе эту молитву о почивших в вере… Молились о святых лишь в первом – начале второго века христианской эры. Но уже во втором веке сформировалось убеждение, что святые в нашей молитве не нуждаются. Они и так с Богом, это они молятся о нас.

 

Диакон выходит на амвон и произносит просительную ектению: 

Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся.
Под святыми здесь разумеются не только канонизированные святые, но и все верные христиане, живые и усопшие, о которых возносилась молитва во время Литургии.
Хор: Господи, помилуй.

О принесенных и освященных Честных Дарех, Господу помолимся.
Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественную благодать и дар Святаго Духа, помолимся.
(Дабы Человеколюбивый Бог наш, принявший их [принесенные Дары] на святой, наднебесный, духовный Жертвенник, как благоуханную духовную Жертву, ниспослал нам Божественную благодать и дар Святого Духа, помолимся. – Рус.).
Хор: Подай, Господи.

О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.
Хор: Подай, Господи.
Заступи, спаси…

 

Клирос, украшающий богослужение своим анегльским пением.

 

Священник: И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати.

Народ: Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

 

Возглашая «Святая святым!», священник берет с дискоса и возносит вверх Частицу Тела Христова. Этот возглас, возникший в глубокой древности, означает, что Святыня Тела предназначена для святых христиан. В древности все христиане, принадлежащие истинной Церкви и старающиеся жить духовной жизнью, назывались святыми.
Возношение Частицы Тела Христова в древности совершалось для того, чтобы христиане увидели Святой Хлеб и еще раз возблагодарили Бога за Его любовь, даровавшую нам такое Таинство. Св. Николай Кавасила пишет: «Священник возглашает “Святая святым», как бы говоря: “Вот Хлеб Жизни, который вы видите; спешите же причаститься, но не все, а только те, кто свят, потому что святое дозволяется только святым”. Святыми же называет здесь не только совершенных в добродетели, но и всех тех, которые стремятся к тому совершенству, хотя еще не достигли его».
В духовном смысле возношение Частицы в воздух может означать и то, что Бог освящает наш мир. У святителя Германа Константинопольского (VIII век) читаем, что, вознося Св. Хлеб, священник начертывал им в воздухе три креста: у самого дискоса, повыше и еще выше. Это знаменовало освящение всех уровней мироздания: нашу землю, воздух и те высшие небесные сферы, в которых пребывают Ангелы и почившие.

 

Причащение священства в алтаре.

 

Священник берет Чашу с престола и бережно передает ее диакону. Вынося Чашу, диакон возглашает:

Со страхом Божиим и верою приступите.

В древности эта фраза звучала иначе: «Со страхом Божиим приступите!» Акцент делался на благоговении, трепете человека, который готовится принять в себя великую Святыню.
Впоследствии появилась привычная нам форма: «Со страхом Божиим и верою…» У греков добавляется «…и любовию». Каждое из этих слов позволяет увидеть какие-то новые грани нашего отношения к Святыне Тела и Крови. Это и трепет (в слав. страх), это и вера в то, что перед нами – Истинный Христос под видом хлеба и вина, и любовь к Богу за Его безмерные милости, на нас излитые.

Священник произносит Молитву перед Причащением: «Верую, Господи, и исповедую…»

Так как молитва эта почти всем известна наизусть, приведу ее только на русском языке:

Верю, Господи, и перед всеми исповедаю, что Ты – воистину Христос, Сын Бога Живого, пришедший в мир спасти грешников, из которых я – первый. Также верю, что это – само Пречистое Тело Твое и это – сама драгоценная Кровь Твоя.
Молю Тебя, помилуй меня, и прости мне грехи мои – вольные и невольные, совершенные словом или делом, сознательно или по неведению. И удостой меня без осуждения причаститься Пречистых Твоих Таинств во оставление грехов и в жизнь вечную.
Не прогони меня сегодня с Тайной Вечери Твоей, Сыне Божий, ибо я не выдам Тайны врагам Твоим, не дам Тебе поцелуя, как Иуда, но словами разбойника пред всеми исповедаю веру в Тебя: Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем.
Да не будет мне Причастие святых Твоих Таинств в осуждение, но в исцеление души и тела. Аминь.

 

Когда Чаша выносится для Причащения, прихожане должны сделать земной поклон. Затем готовившиеся причащаться складывают руки на груди крестообразно и подходят к Чаше.

– А какой-то порядок в том, кто первый причащается, существует?
– Да. Сначала подносят младенцев, затем причащаются дети, затем все остальные. В древности соблюдался порядок и в Причащении взрослых: сначала к Чаше подходили мужчины, а потом женщины.

Подходя к Чаше, мы не крестимся, чтобы ненароком не толкнуть Чашу, называем свое полное христианское имя и принимаем Частицу Тела, напоенную Кровью.

 

Диакон (или помощник священника) держит специальный плат красного цвета, который впитывает влагу, если с губ причащающегося капнет Кровь Христова. После Причастия диакон отирает уста причастившегося платом, причастившийся целует подножие Чаши и отходит в сторону. После Причащения мы отходим к специальному столику и запиваем. Во время Причащения поется песнопение: «Тело Христово приимите, Источника Безсмертнаго вкусите». Его должны петь прихожане, но помогают им и церковнослужители – чтецы и пономари. Причащение заканчивается. Чаша с Телом и Кровью Христовыми заносится в алтарь и ставится на престол.

Божественная литургия заканчивается. Но не проходит удивительное настроение – ты был свидетелем Чуда. Для причащавшихся в этот день читаются Благодарственные молитвы по Причащении. Но многие люди не уходят. Присмотритесь, некоторые из христиан остаются после службы в храме. Они могут просто сидеть на скамейке или спокойно стоять. Они никого не ждут и никуда не спешат. Они боятся расплескать, утерять то состояние, которого их сподобил Бог.

Более подробно узнать о литургии тут

Tags: , ,



You must be logged in to post a comment.